Алексеева Валентина Викторовна, Шаргородская Людмила Вячеславовна
В сб. материалов Всероссийской научно-практической конференции «Организация и содержание обучения детей со сложной структурой дефекта (г. Москва-Челябинск , март 2014), М., ФИРО, 2014, с.286-290
В соответствии с новым Законом об образовании «содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида» [1].
Но при этом вопрос адаптации образовательной программы является не до конца проработанным, поскольку стандарты специального образования, которые могли бы стать основой для разработки такой программы, еще не утверждены.
В настоящее время адаптация образовательной программы чаще всего основывается на рекомендациях центров ЦПМСС, и, следовательно, зависит от качества проведенного обследования и квалификации членов комиссии.
Особую группу детей с ограниченными возможностями здоровья составляют дети с расстройствами аутистического спектра. Несмотря на типичность базовых проявлений нарушений (проблемы коммуникации, взаимодействия, когнитивной сферы), степень выраженности у конкретных детей может значительно отличаться.
Чаще всего таким учащимся предлагаются надомная, семейная или дистантная формы обучения. Но, по мнению специалистов, «аутичный ребенок оказывается в этих условиях в ситуации искусственной изоляции, дополнительно ограничивающей его возможности социального развития» [2].
При организации обучения детей с РАС важно определить главную цель обучения. Многие исследователи сходятся во мнении, что такой целью должно быть обеспечение возможностей для получения знаний и навыков, которые поддерживают личную независимость и социальную ответственность (Kavale and Forness, 1999). В образовательном стандарте для детей с РАС эта цель отражается в приоритете развития у учащихся жизненных компетенций. [3].
Разработанная нами программа «Обучение детей с эмоционально-волевыми нарушениями на начальной ступени обучения в общеобразовательной школе» предназначена для группового обучения детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) и выраженными проблемами поведения.
Поскольку диапазон нарушений, обозначаемый как РАС, является очень широким, данная программа является вариабельной и может быть использована как основа для составления учебного плана в специальных (коррекционных) классах начальной ступени общеобразовательной школы.
Данная программа основывается как на стандартах для начальной школы, так и на разрабатываемом в настоящее время в ИКП РАО специальном федеральном государственном стандарте специального образования детей с нарушениями развития аутистического спектра. Программа построена таким образом, чтобы можно было учитывать в процессе обучения индивидуальные возрастные, психологические и физиологические особенности учащихся с РАС.
Поскольку расстройства аутистического спектра относятся к первазивным (всепроникающим) нарушениям развития детей, программа является комплексной и состоит из трех блоков: базисного, программ коррекции нарушений познавательной сферы и программ коррекции эмоционально-волевого развития.
Программа рассчитана на 3 года обучения в малом (5-6) человек классе с постепенным расширением социальной и образовательной интеграции учащихся специальных (коррекционных) классов в среду нормально развивающихся школьников. Начиная с четвертого года обучения учащиеся из специального коррекционного переходят в инклюзивные классы, где обучаются совместно с нормально развивающимися сверстниками с сопровождением тьютора.
Основа программы – современные методы, методики и технологии помощи и обучения детей с расстройствами аутистического спектра.
Основные принципы работы по данной программе:
- Комплексный подход в работе: использование не суммы рекомендаций специалистов различных профилей, а единой стратегии комплексного воздействия, как на фронтальных, так и на индивидуальных коррекционно-развивающих занятиях.
- Средовый подход. Отталкиваясь от представлений Л.С. Выготского о социальной ситуации развития ребенка как о совокупности значимых отношений, мы рассматриваем любую среду как совокупность последовательно усложняющихся образовательных (коммуникативно-познавательных) сред. Каждая из этих сред предполагает постепенное расширение собственных возможностей ребенка и позволяет подготовить его к переходу на следующий уровень [4].
- Нейропсихологический подход. Коррекционно-развивающая работа с ребенком строится с опорой на выявленные сохранные психические функции, учитывая особенности переработки информации.
- Системно-деятельностный подход. Процесс обучения основывается на деятельности учащегося. Поэтому задачей обучения является не простая трансляция знаний от учителя к ученику, а формирование учебных действий с опорой на мотивацию учащегося.
Данная программа построена с учетом основных особенностей детей с расстройствами аутистического спектра:
- Нарушения в сфере социального взаимодействия. Трудности контакта наблюдаются даже в отношениях с членами семьи, но эти трудности еще более выражены во взаимодействии со сверстниками;
- Нарушения вербальной и невербальной коммуникации; выраженные трудности при понимании смысла социальных ситуаций;
- Особая характерная задержка и нарушение развития речи, прежде всего ее коммуникативной функции;
- Нарушения способности к воображению (в том числе отсутствие или искажение символической игры), ограничение видов активности и интересов (проявление интереса только к определенным объектам);
- Недостаточность понимания последовательности событий (особенно в обычной жизни), причинно-следственных связей, смешного, нелепого, понимания скрытого смысла;
- Недостаточная сформированность практической деятельности, приводящая к узости представлений об окружающем мире.
Учет этих особенностей предполагает как адаптацию существующей программы обучения на основе традиционной классно-урочной системе, так и ее индивидуализацию и дифференциацию при разработке индивидуальных образовательных маршрутов и программ.
Цель образовательной программы – создание условий для постепенного и последовательного освоения учащимися учебного материала в усложняющейся и динамичной развивающей образовательной среде.
Решаемые задачи:
- организация учебного процесса учитывающего индивидуальный темп и ситуацию успеха для каждого ученика.
- создание базы для более активного взаимодействия с окружающим миром на основе получаемых учащимися знаний и умений
- выбор и апробация форм и методов обучения, направленных на стимуляцию познавательного и социального развития учащегося
- отработка форм адекватного учебного поведения ребенка, навыков коммуникации и взаимодействия с учителем
- формирование учебной мотивации и вовлечение в развивающее взаимодействие, в том числе со сверстниками
- создание условий для предотвращения формирования наиболее грубых форм патологической аутистической защиты, блокирующей дальнейшее развитие
- оказание психолого-педагогической помощи в развитии адекватных отношений с одноклассниками
- постепенная подготовка к обучению в инклюзивных классах.
Можно выделить следующие характеристики учащихся, которые необходимо учитывать при проектировании индивидуального маршрута обучения и разработке коррекционно-развивающей программы:
- 1. Объем фоновых знаний учащегося — сумма знаний и умений, с которыми ребенок подходит к данному моменту обучения [5].
- Индивидуальный познавательный стиль как совокупность способов восприятия и хранения информации, индивидуальных особенностей эмоциональной сферы и нервно-психических процессов. Важным является также то, что при формировании индивидуального стиля деятельности возможна компенсация или преодоление отрицательного влияния каких-либо индивидуальных свойств личности [6].
- Состояние развития высших психических функций.
Несформированность или атипичность развития высших психических функций затрагивает не только познавательную, но и эмоционально-волевую и личностную сферы ребенка. Базисные системы (системы пространственных представлений, управления кинетическими и кинестетическими процессами, слуховое и зрительное восприятие, программирование и контроль и т.д.) создают основу для обучения ребенка. Именно несформированность этих систем может приводить к невозможности обучению ребенка конкретным навыкам (чтению, письму, счету) [7].
- Коммуникативные способности.
Для эффективного обучения детей с РАС важно обращать внимание на характер взаимодействия с взрослым, возможность принятия помощи, характер эмоционального контакта (Никольская О.С., Лебединская К.С., Лебединский В.В., Баенская Е.Р. и др.).
Образовательная программа состоит из трех блоков:
- Рабочие программы общего начального образования в 1-3 классах, используемые в специальных коррекционных классах.
Разрабатываются на основе принятой в данном образовательном учреждении программы образования. При необходимости производится их коррекция путем замены или дополнения отдельных учебных тем на темы из программ специальных (коррекционных) школ 5-8 вида.
- Рабочие программы коррекции познавательной сферы, направленные на развитие и коррекцию высших психических функций и формирование учебной мотивации. На основании результатов первичной диагностики уровня психофизического развития для каждого из учащихся разрабатывается индивидуальный образовательный маршрут, учитывающий их индивидуальные образовательные возможности и личностные особенности. Данные программы реализуются специалистами, работающими в службе психолого-педагогического сопровождения учашихся школы (учителем-дефектологом, нейропсихологом, учителем-логопедом).
III. Программа дополнительного образования, направленная на развитие эмоционально-волевой сферы учащегося.
В рамках дополнительного образования действуют два кружка – «Учимся общаться» и «Театральная студия».
Учебный план состоит из основного образовательного компонента, рассчитанного на 19 — 20 часов в неделю и коррекционного компонента, рассчитанного на 4-9 часов в неделю. Используемая основная образовательная программа – «Школа XXI век». При этом для каждого ребенка составляется индивидуальный учебный план и индивидуальный образовательный маршрут, позволяющие гибко сочетать образовательный и коррекционный компоненты учебного плана.
Мониторинг результатов.
За период с 2009 по 2012 годы по этой программе в СОШ № 169 МИОО прошли обучение 30 учащихся.
В настоящее время в школе 18 детей обучаются в трех специальных коррекционных классах, еще 4 обучаются в обычных классах в режиме полной инклюзии (в 4 и 5 классах).
По результатам работы по данной программе в течение пяти лет можно сделать вывод о возможности эффективного обучения детей с нарушениями эмоционально-волевого развития и выраженными проблемами поведения в условиях общеобразовательной школы при условии наличия команды профессионалов, принятия концепции инклюзивного образования всем коллективом школы, поддержки администрации школы и вышестоящих органов управления образования.
Литература:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года
- Никольская О.С. Проблемы обучения аутичных детей // Дефектология – 1995. — №2. – с. 8-17
- Никольская О.С. Специальный федеральный государственный стандарт специального образования детей с нарушениями развития аутистического спектра. Рабочие материалы// Альманах института коррекционной педагогики РАО, № 13, 2009г.
- Дименштейн Р.П., Ларикова И.В. «Интеграция» или «инклюзия?//Особый ребенок. Исследования и опыт помощи: Сборник. – М., Теревинф, 2009. – Вып. 6-7, с. 141-152.
- И.А. Зимняя Педагогическая психология, М., Логос, 2000 г.
- Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности, М.: Педагогика, 1986 г. – 256 с.
- Цыганок А.А., Гордон Е.Е. Коррекция пространственных представлений у детей. //Нейропсихолог в реабилитации и образовании: Сборник. – М., Теревинф, 2008. – с. 146 – 153.