Подготовка руки к письму

Формирование и развитие графической деятельности для подготовки руки к письму у детей с РАС

Шаргородская Л.В.

В настоящее время проблема обучения письму в начальной школе является очень острой. Многие исследователи (Безруких М.М., Корнев А.Н., Соболева А.Е., Емельянова Е.Н.) отмечают то, что у значительной части детей, поступающих в первые классы общеобразовательной школы, наблюдаются выраженные проблемы графической деятельности, что неизбежно приводит к сложностям формирования письменных навыков и, впоследствии, письменной речи. Так, например, М.М. Безруких указывает на то, что в настоящее время выявляется 40-60% детей, у которых в начальной школе не формируется навык четкого, читаемого и грамотного письма [1].

Эти проблемы многократно усиливаются при обучении письму детей с РАС. Иногда это приводит к тому, что ребенок вообще не может освоить письмо как навык и испытывает стойкие негативные переживания по отношению к занятиям, связанным с этим видом деятельности.

Предлагаемая нами последовательность заданий разработана на основе практических занятий по формированию и развитию графической деятельности на индивидуальных и групповых дефектологических занятиях для дошкольников и учащихся первых коррекционных классов, имеющих расстройства аутистического спектра и подобные нарушения развития. Часть заданий предложена Л.М.Зельдиным, ведущим педагогом Центра лечебной педагогики [3].

Методические рекомендации к проведению занятий

Письменная речь – один из наиболее сложных видов речевой деятельности человека. В письме интегрируются психические, физиологические, двигательные и социальные функции человека.

Для того, чтобы научиться писать необходимо [5]:

​ хорошо различать диктуемые звуки речи и сохранять их порядок;

​ хорошо освоить написание букв, не смешивая близкие по начертанию;

​ выработать твердые двигательные навыки, уверенно чередуя нужные движения.

Проблемы формирования письменной речи могут определяться недостаточностью развития как одной из областей, так и всех вместе. Поэтому чаще всего для эффективной подготовки к обучению письму, особенно если речь идет о детях с особенностями развития, необходимы координированные усилия нескольких специалистов (учителей, нейропсихологов, логопедов, дефектологов).

Тем не менее навык письма, хотя и тесно связан с развитием устной речи, имеет собственные психологические закономерности развития как графо-моторной деятельности [4].

Если рассматривать навык письма с этой точки зрения, то можно выделить три основные операции:

​ символическое обозначение звуков речи

​ моделирование звуковой структуры слова с помощью графических символов

​ графо-моторные операции.

С развитием навыка письма меняется и его психологическая структура. На первых этапах обучения письму основные требования предъявляются к сформированности сенсомоторной базы у ребенка.

У детей развитие графо-моторных навыков происходит прежде всего в изобразительной деятельности. Причем этот процесс достаточно длительный: овладение произвольной регуляцией движений руки происходит от 1 года до 4-5лет. Когда дети начинают рисовать, они опираются на «память руки», то есть на кинестетический контроль за выполнением движений. И только постепенно, к 6-8 годам развития ребенка зрительно-моторная координация занимает ведущее место в контроле изобразительной деятельности. У детей с РАС этот процесс чаще всего задерживается. Большинство детей с РАС к старшему дошкольному возрасту не умеют и не любят рисовать, или осваивают стереотипные предметные рисунки.

Важно учитывать, что графическая деятельность – это прежде всего предметная деятельность. Если предметная деятельность у ребенка не сформирована даже на уровне манипуляций с предметами и предметной игры, то лучше начинать занятия по программе формирования и развития предметно-практической деятельности [7].

Это также важно потому, что базой для развития графической деятельности являются уже сложившиеся у ребенка представления об окружающей действительности и опыт активного взаимодействия с предметным миром. Часто именно условность изображения не позволяет ребенку увидеть цель и сформировать адекватную мотивацию в графической деятельности.

Лучше, если все первые этапы коррекционной работы будут индивидуальными, так как это дает возможность более точно поставить задачи коррекционно-развивающей работы для конкретного ребенка. Кроме того, первоначальное обучение письменным навыкам должно базироваться на непосредственном подражании действиям педагога, а не на копировании готового образца.

Начинать коррекционные занятия нужно с того этапа, который у ребенка сформирован наиболее успешно. Это дает возможность сформировать интерес к занятиям и опираться на мотивацию и собственную активность ребенка.

Письмо — это прежде всего двигательный навык, и на начальном этапе его освоения характер ошибок в изображении букв отражает закономерности построения движений в большей мере, чем особенности зрительного восприятия (Бернштейн Н.А., 1947). Как и любой двигательный навык формирование рабочих движений при письме начинается с крупных неточных движений. Постепенно, по мере развития навыка амплитуда движений уменьшается, а их точность увеличивается.

Это важно учитывать при организации занятий: сначала лучше рисовать на больших листах бумаги, не делая дополнительных ограничений в виде разлиновки. Потом можно уменьшать формат бумаги и вводить дополнительные линии.

Например, если мы вместе с ребенком осваиваем новое изображение, то оно первоначально прорисовывается на свободном поле, без границ, а когда это изображение освоено – то можно учиться вписывать его в квадрат, и только потом писать в строке.

Обязательно привлекать родителей к выполнению домашних заданий, так как для закрепления двигательных программ требуется большой объем повторений. Но при этом необходимо согласовать с ними условия выполнения заданий, так как иногда настойчивое желание родителей быстро получить красивое изображение приводит к отказу ребенка от занятий.

Одним из важных показателей правильно формирующегося графического навыка является плавное и свободное движение. Это проявляется, в том числе, и в правильной симметричной позе ребенка во время рисования, а также в отсутствии дополнительного напряжения в кисти руки при правильном захвате пишущего инструмента.

Под правильным захватом пишущего инструмента понимается следующее. Ручка или карандаш удерживается большим и указательным пальцем, при этом указательный палец опущен чуть ниже и располагается немного ближе к кончику (примерно на расстоянии 2 см). Пишущий инструмент при этом оказывается лежащим на левой стороне среднего пальца (для правшей).

До начала занятий нужно определить, левая или правая рука у ребенка является ведущей. Иногда для этого необходима консультация невролога или нейропсихолога.

Очень важно следить за скоростью выполнения изобразительных операций. Эта скорость определяется как уровнем сформированности навыка, так и индивидуальными особенностями учащегося. Очевидно, что на первых этапах обучения ребенок будет писать очень медленно. Не нужно его торопить. В то же время, низкая скорость письма при сформированном навыке указывает на существующие проблемы, на которое нужно обратить внимание.

Роль взрослого

Так как развитие предметной деятельности происходит только в совместной деятельности ребенка и взрослого, то сначала необходимо, чтобы между и ребенком и взрослым было сформировано синпрактическое (наглядно-действенное) общение [2]. На его основе впоследствии и происходит переход к собственной предметной и графической деятельности. Это особенно важно учитывать, если у ребенка есть нарушения эмоционально-волевой сферы и общения.

Одним из показателей правильности организации занятия является положительный настрой ребенка. Для этого необходимо правильно подобрать мотив и опираться на собственную активность ребенка.

На практике, чтобы этого добиться, педагогу приходиться одновременно решать много задач: правильно определять темп деятельности, количество и длительность пауз, уметь завершить занятие до момента пресыщения у ребенка, быть гибким в выборе конкретных заданий по теме, правильно определять объем предлагаемой ребенку помощи.

Помощь взрослого должна быть строго дозирована: ребенок не должен отказаться от выполнения задания из-за непреодолимых трудностей (при правильно подобранном задании), при этом взрослый не должен делать за ребенка то, что он уже может сделать сам.

Принципиально важным является то, что взрослый должен продемонстрировать ребенку правильное выполнение упражнения, а не ограничиваться только показом готового образца.

Отдельное замечание про письмо «рука в руку». Иногда педагогу действительно нужно направить руку ребенка, которому очень сложно выстроить двигательную программу. Это могут быть только отдельные короткие эпизоды, но ни в коем случае не длительное удержание руки ребенка в руке взрослого, так как в этом случае резко снижается собственная активность ребенка.

Выбор пишущих инструментов

На всех этапах формирования графической деятельности и письма нужно очень тщательно подходить к выбору используемых инструментов.

В данной программе предлагается следующая последовательность инструментов: толстые восковые мелки ярких основных цветов; кисть № 7 и гуашевые краски; цветные карандаши хорошего качества; мягкий простой карандаш; шариковая ручка.

Диаметр современного круглого или шестигранного карандаша и шариковой ручки практически не изменился с конца 19 века и составляет 7 мм. Для занятий не используются карандаши большего диаметра. Если ребенку сложно использовать карандаши стандартного диаметра, то лучше начать занятия с предыдущих этапов программы и научиться пользоваться мелками или кистью.

При этом карандаши и ручки должны быть круглыми или шестигранными, а не треугольного сечения – важно, чтобы ребенок сам нашел свое положение пальцев: несмотря на то, что правильный захват имеет общую конфигурацию, это положение будет индивидуальным.

Карандаши или мелки должны оставлять яркий след даже при неумелом или слабом нажиме ребенка.

На первых этапах не рекомендуется использовать шариковую ручку, так как у шариковой ручки по сравнению с карандашом очень ограничена рабочая зона. Прежде чем взять шариковую ручку в руки, ребенок должен освоить правильный захват и получить устойчивый навык владения карандашом. После этого можно учиться писать шариковой ручкой с круглой резиновой насадкой.

Также при обучении не используются гелевые ручки и фломастеры, так как они не дают ребенку возможности контролировать графическое движение. Ребенок должен почувствовать, что от того, как он держит инструмент, от силы нажима, меняется результат его действий: при более сильном нажиме след будет ярче и наоборот. Ни гелевая ручка, ни фломастер такой возможности не дают.

Содержание заданий по развитию графической деятельности

Данная последовательность заданий построена с учетом психофизиологической структуры письма и онтогенеза предметно-практической деятельности у детей.

Задания рассчитаны на детей в возрасте от 5-6 до 8-9 лет.

Этапы занятий

Задания рассчитаны на проведение трех этапов занятий:

​ освоение произвольных графических движений,

​ развитие навыков владения пишущими инструментами,

​ развитие простейших письменных навыков.

Все задания предлагаются ребенку в интересной форме, включенными в дидактическую игру или сюжетное изображение и опираются на мотивацию ребенка.

Этап 1. Освоение произвольных графических движений

Этот этап является подготовительным и направлен на получение ребенком в рамках ручной деятельности сенсорных (зрительных, тактильных) ощущений под зрительным контролем и интегрирование их.

На этом же этапе происходит знакомство ребенка с листом бумаги, осмысливаются переживания оставления следов на плоской поверхности.

Поэтому последовательность занятий подобрана таким образом, чтобы идти от объемных изображений к изображению на плоскости. Одновременно с этим мы начинаем осваивать пространство листа.

На этом этапе рисунок ребенка не носит предметного характера. Предметность может задаваться педагогом через контуры для заполнения, через тему задания.

Использование пишущих инструментов на этом этапе имеет свои особенности.

Поскольку моторные навыки ребенка еще очень ограничены, мы не стараемся обучить его правильному захвату. Лучше использовать на занятиях разные инструменты и разрешить ребенку попробовать разные варианты захвата (в том числе и «в кулак»). Важно только, чтобы у ребенка не фиксировалась один вид захвата. Знакомить ребенка с правильным способом удержания пишущего инструмента можно, когда у него начинает появляться один предпочтительный захват.

На этом этапе важно получить активное действие ребенка в ситуации занятия. Это активное действие в дальнейшем становиться основой ориентировочно-исследовательских реакций, необходимых для дальнейшего формирования и развития графической деятельности (П.Я. Гальперин, 1966).

В конце этого этапа ребенок с интересом занимается изобразительной деятельностью, производит графические действия под зрительным контролем, умеет принимать помощь взрослого.

Инструменты и материалы

На этом этапе мы начинаем рисовать на больших листах ватмана и постепенно переходим на рисование на бумажных листах формата А3. В качестве пишущих (рисующих) инструментов и материалов мы используем мелки (школьные, восковые квадратного или большого круглого сечения), поролоновую губку, клей с блестками, гуашевые краски или краски для рук.

Предлагаемые задания:

​ раскрашивание ладоней ребенка и выполнение отпечатков рук;

​ рисование пальцами (красками для рук, глиной);

​ закрашивание руками простых контуров;

​ заполнение контуров кусочками пластилина, гофрированной бумаги, цветной бумаги;

​ выкладывание рисунков из фасоли или оставление отпечатков на пластилине;

​ раскрашивание контурных изображений клеем с блестками;

​ выполнение разноцветных композиций без предметной формы при помощи мелков различной формы (прямоугольные, круглого и квадратного сечении, постепенно мелки по форме приближаются к форме карандаша);

​ выполнение элементарных коллажей на основе картинок из детских журналов с рисованием отдельных деталей;

​ использование штампов-рисунков для завершения готовых композиций.

2 этап – развитие навыков владения пишущими инструментами

На этом этапе ребенок осваивает допредметное и начальное предметное рисование, а также учится правильно использовать пишущие инструменты. На данном этапе можно говорить об использовании пишущих инструментов в качестве орудий труда, то есть этот этап соответствует орудийному этапу развития предметной деятельности [2].

В отличие от предыдущего этапа, на котором перед ребенком не ставится задача правильного использования пишущих инструментов, ребенку предлагается не только правильно научиться держать кисть и карандаш, но и выполнять простые графические упражнения по подражанию.

В конце этого этапа ребенок должен уверенно проводить линии различных направлений и длин, учитывать размеры листа при организации собственных движений, правильно ориентироваться в пространстве листа (верх, низ, право, лево).

Один из важных показателей отработанности данного этапа – появление в свободном рисунке ребенка простых предметных изображений.

Инструменты и материалы

На этом этапе мы используем листы формата А3, А4 и альбом для рисования. Также нам потребуются гуашевые краски, художественная кисть № 7, мягкие цветные карандаши, простые карандаши мягкостью М или ММ.

Предлагаемые задания

1.​ Рисование гуашевыми красками:

​ раскрашивание листов А3 гуашевой краской одного цветаа и выполнение на этой основе простых аппликаций;

​ заполнение точками контурных изображений (дом, мяч, лист и т.п.);

​ выполнение замкнутых фигур (круг, овал) и их раскрашивание.

2.​ Обучение рисованию карандашами:

​ рисование длинных вертикальных линий (например, задание «дождик идет»);

​ рисование длинных горизонтальных линий (задание «грядки весной»;

​ рисование длинной горизонтальной вогнутой дуги (задание «гнездо для большой птицы»);

​ рисование длинной горизонтальной выпуклой дуги (задание «радуга»);

​ рисование попарно небольших дуг, соединяющихся на концах (задание «листики», «морковки»);

​ рисование горизонтальных восьмерок, проходящих через одну центральную точку («бантики», «цаеточки» и т.д.);

​ рисование спиралей по часовой и против часовой стрелки («улитки»).

3 этап – развитие добуквенных графических и начальных письменных навыков

На этом этапе ребенок осваивает ряд движений, необходимых для овладения навыком письма. На этом этапе вводятся упражнения, направленные на освоение навыков письма. (разработаны Л.М.Зельдиным).

Определить проработанность каждого упражнения можно по легкости и однотипности выполнения графических движений.

На этом этапе ребенок также должен получить основы формирования зрительно-двигательного образа буквы, сличать написанную им букву с образцом, указывать на наиболее удачный вариант написания, использовать образец для коррекции своих действий.

Инструменты и материалы

На этом этапе мы используем бумажные листы формата А4, альбом для рисования, тетради в крупную клетку, тетради в широкую и узкую линейку, цветные карандаши, простой карандаш мягкостью М, шариковую синюю ручку с резиновой насадкой.

Предлагаемые задания

​ рисование серии штрихов из одной точки: взрослый рисует центральную точку, а ребенок равномерно по кругу рисует штрихи, исходящие из этой точки («цветочки», «звездочки»);

​ рисование серии штрихов, начинающихся на линии: взрослый рисует центральную линию, а ребенок равномерно рисует штрихи, исходящие из этой линии («сосновая ветка»);

​ рисование серии штрихов, заканчивающихся в одной точке: взрослый рисует центральную точку, а ребенок равномерно по кругу рисует штрихи, заканчивающиеся в этой точке;

​ рисование серии штрихов, заканчивающихся на линии: взрослый рисует центральную линию, а ребенок равномерно рисует штрихи, заканчивающиеся на этой линии;

​ рисование серии штрихов, перечеркивающих две линии: взрослый рисует две параллельные горизонтальные линии (расстояние между линиями 1-1,5 см), а ребенок пересекает эти линии вертикальными штрихами, выходящими за линии (например, «рельсы для поезда»);

​ рисование серии штрихов, начинающихся на одной линии и заканчиваются на другой (линии параллельны): взрослый рисует две линии или выделяет красным карандашом две линии в тетради в широкую линейку, а ребенок между этими линиями рисует вертикальные штрихи («забор»);

​ рисование зигзагообразной и волнистой линий между двумя параллельными линиями: упражнение выполняется аналогично предыдущему, но ребенок рисует непрерывную зигзагообразную или волнистую линию;

​ рисование серии штрихов между сужающимися и расширяющимися линиями: взрослый рисует острый угол, а ребенок рисует увеличивающиеся или уменьшающиеся штрихи внутри угла;

​ рисование серии штрихов между двумя криволинейными линиями: взрослый рисует две параллельные кривые линии, а ребенок рисует между ними штрихи.

После того, как ребенок научится правильно выполнять вышеперечисленные упражнения, можно перейти к написанию простых элементов букв и некоторых букв. На этом этапе мы не ставим задачи обучения написанию всех письменных букв, так как этому ребенок будет учиться в первом классе. Но методики преподавания письма в школе чаще всего интегрированы с методиками обучения чтению. Поэтому последовательность букв не учитывает их графическую сложность. Тем не менее, по нашему опыту написание букв является эффективным способом развития графических навыков дошкольников. Поэтому мы предлагаем на этом этапе использовать последовательность букв, которая определяется степенью трудности их начертания, аналогично последовательности, предложенной в генетическом методе И. Амбросимова (цит. по Безруких, с. 148).

Предлагаемые задания:

​ копирование простых по начертанию элементов письменных букв: черта с закруглением внизу (вправо), черта с закруглением вверху и внизу, овал;

​ копирование простых по начертанию письменных букв (и, ш, м, п, т, р, с, е, г, о, а, у, д, в).

По нашему опыту, в конце курса обучения ребенок- с интересом занимается изобразительной деятельностью под руководством взрослого и умеет сотрудничать с взрослым: просить помощь, предлагать свои темы для рисования, начинает использовать буквы для записи слов. Практически всегда у него появляется желание самостоятельно рисовать, и он с удовольствием рисует в свободной ситуации. В первом классе его перестают пугать необходимые множественные повторения написания букв и элементов букв, и он готов работать в стандартных прописях.

Литература

1.​ Безруких, М.М. Обучение письму / М.М. Безруких — Екатеринбург, Рама, 2009. – 607 с.

2.​ Запорожец, А.В. Психология действия/ А.В. Запорожец – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. – 731 с.

3.​ Зельдин, Л.М. Опыт формирования у ребенка с ДЦП навыков, необходимых для овладения скорописью // Л.М. Зельдин — Особый ребенок: исследования и опыт помощи: Научно-практический сборник. — М.: Центр лечебной педагогики; Теревинф, 1998. — Вып. 2. — С. 67-100.

4.​ Корнеев, А.Н. Нарушения чтения и письма у детей / А.Н. Корнеев – СПб.: Речь, 2003. – 330 с.

5.​ Лурия, А.Р. Письмо и речь. Нейролингвистические исследования: Учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений / А.Р. Лурия – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 346 с.

6.​ Соболева, А.Е. Русский язык. Пишем грамотно // А.Е. Соболева, Е.Н. Емельянова – СПб: Питер, 2009. – 93 с.

7.​ Шаргородская, Л.В. Формирование и развитие предметно-практической деятельности на индивидуальных занятиях / Л.В. Шаргородская — М., Теревинф, 2005. – 54 с.