Взаимодействие в команде специалистов при обучении детей с РАС в начальной школе

Егорова Людмила Владимировна, Орлова Мария Анатольевна

В сб. материалов научно-практической конференции «Комплексная реабилитация детей с расстройствами аутистического спектра в системе непрерывного образования» (г. Москва, апрель 2015), М., Парадигма, 2015, с.166-170.

Школьное обучение детей с РАС на данный момент остаётся весьма актуальной проблемой (5). Обеспечение качественного общего образования для таких детей подразумевает создание специальных условий обучения с учетом их особых образовательных потребностей, а также обеспечение им дифференцированной многопрофильной помощи. Такая помощь может быть оказана при наличии выстроенного взаимодействия специалистов различного профиля, обеспечивающего системное сопровождение детей с РАС.

Обоснование необходимости командного подхода.

Очевидным аргументом в пользу командного подхода является необходимость коррекции поведенческих нарушений, типичных для РАС, т.к. возможность коррекции поведения ребёнка зависит от согласованности действий работающих с ним людей. Аутичный ребёнок испытывает трудности понимания социальной ситуации и мотивов поведения других людей (4,6). Наряду со стереотипностью поведения, эта проблема крайне затрудняет адаптацию такого ребёнка в социуме. Для такого ребёнка важно наличие правил, действующих одинаково в разных ситуациях, в общении с разными людьми (2).

В команде специалисты вырабатывают общую линию поведения с ребёнком, общие правила и требования, что позволяет ему легче адаптироваться к школьной среде. При этом коррекция поведения происходит согласованно на всех уроках, переменах, индивидуальных занятиях и в группе продлённого дня. Участие в работе семейного психолога позволяет также согласовать действия специалистов и родителей, выработать общую систему требований и правил дома и в школе. В результате ребёнку становится легче понять эти требования, поскольку они не противоречат друг другу, и привыкнуть к ним.

Аутизм является первазивным нарушением, затрагивающим все сферы психики (4, 6), поэтому в коррекционной работе с аутичным ребёнком обычно участвуют специалисты разного профиля: учителя, логопеды, психологи и др. Они сообща подводят итоги диагностики и решают, какие актуальные задачи развития будут решаться дефектологом, нейропсихологом, логопедом, а какие – в классе, на кружках и т.д. Если над определённой проблемой работает более одного специалиста, требуется постоянный диалог, чтобы программы коррекции не входили в противоречие. Также специалисты дают рекомендации учителю по организации уроков с учётом индивидуальных особенностей детей: возможные формы участия ребёнка в уроке, вспомогательные средства, особенности мотивации и т.п. В итоге становится возможна выработка единой стратегии комплексного воздействия как на фронтальных, так и на индивидуальных коррекционно-развивающих занятиях(1).

Пример. Если у ребёнка не формируется устный счёт, на занятиях с дефектологом он может усвоить выполнение счётных операций с использованием линейки. В этом случае учитель, согласовав свои действия с дефектологом, не будет требовать от ребёнка устных вычислений, но и не станет предлагать ему калькулятор.

Модель организации взаимодействия специалистов

Таким образом, мы видим, что командный подход к обучению детей с РАС необходим, если мы хотим сделать это обучение эффективным.В данной статье будет описана модель взаимодействия специалистов разного профиля в работе с детьми с РАС, применяемаяв СОШ  №169 МИОО.

В школе существует служба коррекционного и психолого-педагогического сопровождения, также принято положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк). В состав службы сопровождения и консилиума входят следующие специалисты.

  • руководитель службы;
  • 2 учителя начальных классов (экспериментальные классы);
  • 2 учителя-дефектолога;
  • 2 нейропсихолога;
  • 4тьютора;
  • учитель-логопед;
  • педагог-психолог;
  • семейный психолог[1].

ПМПкв своей работе базируется на командном подходе: к решению конкретных проблем привлекаются все специалисты, работающие с ребёнком. В данной статье мы остановимся подробнее на взаимодействии специалистовв организации обучения детей с РАС. Для этого рассмотрим, как командный подход реализуется на разных этапах работы (3).

  1. Диагностический этап

На этом этапе собираются первичные сведения об учащемся. Учителем и тьютором проводится наблюдение за школьником на уроке с целью сбора информации об особенностях его поведения в структурированной ситуации, степени включенности в учебный процесс, учебной мотивации, работоспособности, истощаемости и т.д. Наблюдение на переменах позволяет определить, насколько учащийся включен в жизнь класса, адаптировался ли он к детскому коллективу, какие способы взаимодействия ему доступны. Семейный психолог в беседе с родственниками собирает медицинский анамнез, информацию о стиле воспитания, особенностях ребёнка, проблемах поведения дома и т.п. На этом же этапеспециалистами проводятся индивидуальные диагностические занятия. Осуществляется многоуровневая диагностика учащихся с целью определения уровня развития ребенка в разных сферах.

  1. Разработка индивидуальных образовательных программ

На этом этапе происходит обобщение данных, полученных разными специалистами, собирается педагогический консилиум, на котором выносится решение о виде коррекционной работы, её направлениях, планируется суммарная нагрузка на ребенка. Главным результатом работы консилиума является создание индивидуальной образовательной программы (ИОП). В этом документе перечисляются выявленные особенности ребёнка и возможные пути помощи, необходимые особые образовательные условия, вспомогательные средства,рекомендации по взаимодействию с ребёнком и т.д. Здесь же обозначены задачи, над которыми будет работать каждый специалист. Отдельно прописывается адаптация программы по отдельным предметам, если это необходимо.

Пример.ИОП для ребёнка с диграфией. В документе указано, кто из специалистов будет решать отдельные задачи в рамках коррекциидисграфии. Далее будут представлены рекомендации учителю по включению ребёнка в уроки, требующие применения навыка письма. Также будут поставлены задачи, которые учитель планирует решить на уроках письма, т.к. в полной мере ребёнок не усвоит программу.

  1. Консультативный этап

Далее проводится встреча с родителями с целью их ознакомления с результатами диагностики, разъяснение этапов коррекционной программы, также координируются действия родителей и педагогов.
4. Коррекционно-развивающий этап

Далееучебный процесс и работа специалистов протекают в соответствии с ИОП.Один раз в неделю проводятся заседания методического объединения, на которых специалисты обсуждают возникающие изменения в состоянии учащихся, соотносят результаты,достигнутые на разных занятиях, чтобы учитывать их в дальнейшей работе.

  1. Контрольный этап

В середине года по итогам промежуточной диагностикисобирается промежуточный консилиум. На нем обсуждается динамика развития наиболее сложных детей, корректируютсяпрограммы обучения, принимается решение о смене формы работы с ребенком. Это может быть уменьшение нагрузки при признаках истощения у ребёнка, увеличение доли групповых занятий или отказ от вспомогательных средств.Результаты консилиума доводятся до сведения родителей.
6. Итоговый этап

Вконце года все специалисты и учителя проводят итоговую диагностику, составляются заключения специалистов. На завершающем консилиуме подводятся итоги года. Далее проводятся индивидуальные консультации с родителями каждого ребёнка.

Таким образом, осуществляется сопровождение обучения детей коррекционных классов, которое подразумевает использование рекомендаций специалистов, в помощи которых нуждается ребенок, во всех сферах учебно-воспитательного процесса.

Отдельно необходимо отметить роль в командетьютора, сопровождающего ребёнка с РАС в массовойшколе. У учителей массовой школы не всегда есть возможность регулярно контактировать со специалистами (хотянеобходимо создавать для этого условия). Здесь организация необходимого взаимодействия ложится на тьютора, который в тесном контакте с учителями работает над реализацией ИОП, а также помогает в её разработке. Учитель не может уделять особому ребёнку значительно больше внимания, чем другим ученикам, в то время как тьютор как раз имеет такую возможность и должен использовать её. Несмотря на организационные трудности, опыт работы школ, реализующих инклюзивную практику, показывает, что без нахождения общего языка, постановки общих комплексных задач по включению «особого» ребенка в образовательный процесс, работу школы в данном направлении нельзя назвать успешной (5).

Литература:

  1. Алексеева В. В., Волков А. А., Шаргородская Л. В.Обеспечение доступности образования и социализации детей с расстройствами аутистического спектра и выраженными проблемами поведения в условиях общеобразовательной школы // Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сб. материалов II Международной научно-практической конференции /Отв. ред. Алехина С. В. М.: МГППУ, 2013
  2. Бондарь Т.А. Захарова И.Ю. Подготовка к школе детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы: от индивидуальных занятий к обучению в классе. Теревинф, 2012.
  3. Вильшанская А.Д., Прилуцкая М.И., Протченко Е.М. Психолого-медико-педагогический консилиум в школе: Взаимодействие специалистов в решении проблем ребенкаМ.: Генезис ,2012.
  4. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М. М. Аутичный ребенок. Пути помощи, Москва, Теревинф, 2007
  5. Семаго Н.Я. Хотылева Т.Ю. Гончаренко М.С. Михаленкова Т.А. Обучение детей с расстройствами аутистического спектра.Методические рекомендации для педагогов и специалистов сопровождения основной школы. Серия «Инклюзивное образование». М., 2012.
  6. International Statistical Classification of Diseases and Related Health Problems. Tenth Revision. World Health Organization, Geneva, 1992.

[1]В списке, к сожалению, отсутствуют медицинские работники.Поскольку необходимое для детей с РАС специальное медицинское сопровождение в школе недоступно, все дети регулярно наблюдаются у врачей вне школы. Специалисты школьной психологической службы своевременно знакомятся с заключениями врачей. В учебное время учителя и специалисты отслеживают состояние здоровья ребенка, и школьный консилиум может рекомендовать родителям обратиться за помощью к врачам.